воскресенье, 19 мая 2013 г.

Карпаты 2013, 4-12 мая

Уже года два, если не больше, я вынашивала идею попасть в долину нарциссов, недалеко от Хуста. Долина нарциссов - биосферный карпатский заповедник, где на площади около 150 га цветут альпийские нарциссы. Заповедник уникален тем, что это единственное место в Европе, где альпийский нарцисс цветет на плоскогорье, а не в горах. В этом году погода была к нам благосклонна, в Карпатах было +20 +25 и мы решили ехать, не раздумывая.
Пик цветения приходился на конец майский праздников, поэтому мы сначала провели 4 дня в горах, после этого посетили Хуст, Ужгород и Львов. Львов как обратная точка на пути домой был все равно, но раз мы уж забрались так западно, решили заехать и в Ужгород на экскурсию.
Маршрут пешего похода несколько раз менялся, добавлялись городские экскурсии, дни в горах сокращались.
За основу взят маршрут, предложенный на одном из украинских форумов, но маршрут пришлось существенно сократить.
В итоге получилось так: с. Лопушное - оз. Синевир - Хребет Пишконя - с. Колочава.
Компания собралась всего из трех человек: Настя, Влад и я.
Фотоальбом ТУТ

День первый.
Рано утром прибываем в Ивано-Франковск. Пока пытались выяснить что по билетам на следующий автобус, нам решил составить компанию огромный местный пес, который без абсолютного зазрения совести позволил себе даже залезть на меня))
Автобус на Межгорье будет только в 11 часов, поэтому идем гулять по городу. Созвонились и встретились с Виталиком (знакомый Насти), который живет в Ивано-Франковске, он составил нам на некоторые время компанию и чуть-чуть показал центр города.
Около 4-х часов дня мы вышли из автобуса в с. Лопушное (чуть не доезжая до Межгорья), откуда и начался наш маршрут. Кто думает что в Молдове плохие дороги, те просто не были в Закарпатье.
Первым делом мы решили пообедать на берегу речки. Дальше наш путь проходил через село, потом мы зашли в заповедную зону и уже наш путь был строго вверх. Шли по хорошо укатанной грунтовой дороге, знак нам поведал о подъеме в 3 км, уклоном 12%, знаки еще не раз нас предупреждали о последующих поворотах) странная дорогая, перекрыта шлагбаумами, а знаки стоят по всему пути. Уже сейчас нас начали радовать первые карпатские пейзажи.
Потом странным образом дорога резко закончилась. Этого мы никак не могли предвидеть, пришлось карабкаться через лес в гору, что оказалось совсем не просто.  Ходили, плутали, с одного склона увидели где-то внизу дорогу и решили к ней спуститься. В лесу очень много слизняков)) синих, красивых) за тот день я их насчитала 11, и это без тех, про которых Влад мне не говорил. Мне просто нравилось трогать их палкой, чтоб они шевелились))
Сегодняшняя ночевка должна была быть где-то около Синевира. Начинало уже темнеть, а до озера было около километра непонятной дороги, а плутать по темноте как-то не хотелось. Дошли до колыб, недалеко вышка сотовой связи. По одному из отчетов ребята вставали на ночевку где-то здесь. Но родник пересох и мы встали на стоянку немного ниже, где нашли воду.
В этот день я впервые увидела настоящий подснежник в дикой природе, именно с острыми белыми лепестками. Но было уже темно, мы спешили найти место для стоянки, поэтому сфотографировать его не получилось.
Вечером приготовили ужин и легли спать, как село солнце стало оочень холодно, изо рта шел пар.
День второй.
Проснулись мы уже под теплые лучи солнца, устроили утреннюю фотосессию лягушке)
Выдвинулись к Синевиру. Сначала шли по тропинке, которая вновь исчезла и мы шли через какие-то дебри и поваленные деревья, вдоль русла множества ручейков. Вскоре мы вышли к озеру. Раз уж мы вчера сюда не дошли, то решили провести на озере хоть сколько-то времени, дабы насладиться этим местом :) сначала покормили форель, нашли около берега в воде рака большого, которому мы явно мешали своим присутствием) по берегу полно чьей-то икры, она висит там огромными склизкими штуками.. ) поржали с других людей и фоток аля "одноклассники стайл". Чуть дальше Синя и Вира сели в беседке на обед, а позже мы Настей покатались на лошадях около озера.
Кстати, около озера можно встать на стоянку. Это будет стоить 15 грн за место под палатку. Ровных мест там не много, но найти можно. Но нужно быть готовым к тому, с утра тут будут толпы туристов. Зато недалеко (до 200 м) от Синя и Вира, вдоль кромки озера, есть родник с питьевой водой.
Время поджимало, а нам еще предстояло подняться на хребет и дойти до реки Теребля. Подъем от озера на гору Озерная оказался достаточно крутой, солнце жарило нещадно. Зато какие виды оттуда открывались - словами не передать. Ближе к вершине горы уже появился снег, который даже попадал в ботинки.

Тропинка шла по хребту, сквозь лес и заросли жерепа (небольшая сосна, которая растет кустарниками), постепенно тропа уходила вниз. Времени уже было около 7 вечера, по планам мы должны были подняться на гору Камьянка и спуститься к р. Теребля, но до заката одолеть тот подъем мы явно не успевали и решить изменить маршрут, без захода на Камьянку. Шли сначала по дороге, которую укатали техникой для вырубки леса, потом дорога как всегда сошла на нет и мы пробирались в гору по очередным поваленным деревьям. В итоге вышли к небольшой речке, где и встали на ночевку.

День третий.
Утро началось с макро-фотосессии капелек воды, которые скопились на кончиках травы. Зря Влад на меня бурчал, что я взяла лишний объектив и 400 гр веса)))
Достаточно быстро мы вышли к р. Теребля, недалеко от того места, куда по планам мы вчера должны были прийти. Сегодня мы впервые увидели медведя! Лучше не знать, что мы испытали в тот момент. Мишка же не проявлял никакой агрессии.
Чтобы дойти до следующего хребта, надо было пройти пару километров по шоссе. Далее был пост заповедной зоны и указатель на Негровец и Колочаву с красной маркировкой маршрута. Проход был закрыт на замок и там ходил парень-лесник. Издалека он был похож на собирателя денег. Но нельзя так плохо думать о людях) денег он с нас не взял и даже сказал держаться правее, если нам на Негровец.
Кстати, о мишках :) на самом деле мишка был в реабилитационном центре) на одном из склонов горы огородили 12 га леса и сделали там реабилитационный центр для бурых медведей, а мишек забрали из клеток всяких зоопарков. В распоряжении мишек - лес, бассейны и ручейки. Один из бассейнов и кормушка расположены прямо у ограждения, поэтому все желающие могут посмотреть на медведей.
Маркированная тропа постепенно шла вверх, хоть мы и поднимались на хребет, но идти в гору было вполне комфортно, уклон небольшой. На склоне горы есть дикое озеро Озерцо, к нему стоит указатель, но наше время не позволяло потерять около около часу и мы не стали сворачивать. По тропе в одном лужеобразном водоеме нашли тритонов и устроили им фотосессию)
На склоне начал накрапывать дождик, который вскоре перешел в грозовой дождь. По нашей тропе начали течь целые речки. Изрядно намокнув, решили остановиться в лесу и растянуть тент, пока гроза не пройдет, были даже мысли искать ровное место под стоянку, т.к. при грозе на хребет лучше не суваться, чтоб не шибануло молнией. Закон подлости он есть всегда) нужно было раньше вставать, т.к. дождь вполне быстро закончился, мы даже чай не успели допить. Речки течь перестали, и мы достаточно комфортно поднимались все выше-выше.
Остановились немного отдохнуть, а за нами потрясающие виды.. облака ниже нас, где-то в долине.. сделали серию фото. Поднимаемся выше, появляется снег, немного поднялись по снегу и мы уже на хребте. Снова завораживающие пейзажи, теперь уже на хребте, перед нами обзор во все стороны.. с одной стороны - долины, с другой стороны виднеются поселки, закат и горы вокруг нас. Впереди нас ждут вершины Пишконя, Ясновец, Гропа и Негровец. Стоянка запланирована на склоне горы Негровец около озера. Расстояния между вершинами небольшие, перепады высот около 70-100 метров.

Постепенно начинает темнеть, а где-то в далеко гремит гром и начинает сверкать молния. Я перед походом начиталась о грозах, что делать в горах если попали в грозу. А еще если считать время в секундах между громом и молнией, и это значение разделить на 3, то можно узнать расстояние до грозы в километрах (за счет разницы в скорости звука и света, кто не догнал). Вот иду я и засекаю по часам секунды... 8 км. Идем дальше, спешим, чтоб успеть спуститься чуть-чуть с хребта.. 6 км до грозы... Никакого озера на склоне не было, судя по всему оно еще не растаяло. Спуск на стоянку оказался нелегким. Северный склон весь в снегу, проваливались местами по колено, скользко и есть все шансы улететь в самый низ. Начинает капать...  4 км... Спустились, быстро ставим палатку, забросали все вещи и рюкзаки во внутрь, чтоб ничего не намокло, капает уже сильнее. Начинаем готовить ужин прямо в тамбуре. Даже не заметили, но гроза прошла мимо. Не смотря на то, что стояли в низине, ветер всю ночь телепал наш палатку и мне вечно казалось что ее унесет)))

День четвертый.
Замечательное утро.. солнышко, горы, хочу чтоб так было всегда :) всю ночь нашу палатку охранял добрый Леший, наверное это он не подпустил к нам грозу))

Поднимаемся обратно на хребет, тропинка уходит по траверсу горы Гропа и вскоре мы поднимаемся на гору Барвинок. Со склонов Барвинка сделали прощальные панорамы хребта. Что интересно, на хребте еще не успела вырасти свежая травка, все склоны желтые в прошлогодней траве.

Большим разочарованием было обилие мусора на вершине Барвинка. Явно, что мусор не от туристов, скорее от пастухов. Бутылки из под пива Оболонь, сигареты Бонд, всякий целофановый мусор.. и такой мусор мы еще неоднократно встречали при спуске с горы в сторону села.
Тропинка шла по лесу и камням, потом мы вышли на поляну, с которой открылся вид на Колочаву. Вроде уже пришли, а нужно еще спускаться и спускаться. Тропы уже нет, воды тоже..
Спуск в Колочаву, пожалуй, был самой сложной частью похода. Весь склон усыпан мелкой россыпью камней, которые прикрыты листвой. Встречаются вьюнчатые растения, которые то и дело норовят схватить за ботинки. Россыпь камней уходит из под ног, да еще и уклон достаточно крутой, да и нагрузка на колени большая, мои колени мне это припомнили. Нервы уже начали сдавать. Спускались мы более двух часов, если не три.. в итоге вышли в село и первым делом - к реке! Искупались, пообедали. Хотели уехать этим же вечером в Хуст, но автобусов уже не было около 5 вечера, да и искать стоянку в Хусте было бы сложнее. Шли вдоль той же реки, в которой только что купались, а русло становилось все грязнее и грязнее.. В центре села эта река впадает в еще одну.
На одном из перекрестков я тормознула с мыслью свернуть в сторону реку, недалеко сидела бабушка на скамеечке и сказала нам идти туда. Бабуля говорила на очень непонятным западенском языке)) попросили у нее воды из колодца и пошли искать место под стоянку.
Каково же было наше удивление, что русло - сплошная свалка мусора. Женщина перед нами вышла на берег, выбросила кулек с мусором и ушла((
Прошли дальше, где впадает еще одна речушка, перешли ее вброд и встали на стоянку. Мусора намного меньше не стало, но в целом неплохое место. Рюкзаки в палатку никак не помещались,только в тамбуре, в целях безопасности ночевки около села соединили все три рюкзака между собой, обувь забрали в палатку.

День пятый.
Чтобы успеть пораньше уехать в Хуст, пришлось встать в 4,30 утра. Пока мы с Настей варили овсянку, Влад отсыпался в палатке. Около 5.30 мы тронулись в село, утром было холодно, поэтому снова переходить реку вброд было огромным испытанием. Мало того что холодно, вода ночью еще холоднее стала, и камни холодные. Думала, что ноги отморожу))
На конечной остановке автобусов стоит памятник колочавцам, которые умерли на заработках и список имен. Странный памятник конечно,..
Сели в автобус и поехали в Хуст. Ехали больше часа. За нами сидели какие-то иностранцы, которые говорили на непонятном нам языке, мы расслышали только Хуст и Фейсбук))
Первое впечатление о Хусте - село. В принципе, оно и не изменилось.
От автостанции дошли до центра Хуста. Порадовало одно - празднование Дня Победы. Шли ветераны, с медалями, с цветами.. на мемориале кто-то произносил речь. Людей конечно там собралось не много, но и городок небольшой.
Зашли в кафе покушать, еда была какая-то невнятная, а вместо простого черного чая с лимоном принесли непонятную смесь черного чая с чем-то, что давало очень терпкое и стойкое послевкусие.
Пошли искать автобус, чтоб добраться до Долины Нарциссов. Но по пути нашли такси за 15 грн и решили ехать на нем. Светофоры в городе интересные - красный- самый большой, желтый меньше, зеленый маленький))
Прямо в центре города увидела гнездо аиста и там огромный настоящий аист! Таксист говорит, что они прилетают туда уже много лет подряд. Вообще в Закарпатье много аистов. Мы не раз видела гнезда на столбах и там сидели аисты.
Дети около входа в заповедник продают охапки цветов.. эх, руки бы поотрывать за это. И у всех одна отмаза "у нас дома растут". Поотрывать бы руки тем, кто покупает эти цветы.
Я читала в интернете, что долина нарциссов на самом деле не так впечатляет, как о ней написано. В принципе, это так, но побывать здесь все равно стоит. Уникальное место! Ни чуть не жалеем, что забрались так далеко именно из-за них. Огромные поляны цветов, обалденный аромат. Жаль только, что срывают цветы и топчут. Но ходит охрана с громкоговорителями и следит за порядком.
На обратном пути вышли на главную трассу, никакого транспорта не видать, такси тоже. Тень от единственного столба.. жара. Остановился желтый пирожок и предложил подвезти. Мир не без добрых людей! Подвес нас директор какого-то комплекса, оставил свою визитку) по пути остановились у его дома, он вынес нам вкуснейшей минеральной воды с газом, прямо из источника. Это намного вкуснее чем железный нарзан))
Вернувшись в Хуст, решили пообедать в каком-то нормальном заведении и зашли в ресторан Ренессанс (прямо в центре, чуть ниже мемориала по главной улице). Думали, что испугаемся цен. Но нет.. эспрессо 8 грн, каппучино 12 грн, ризотто около 16 грн, мясо по-закарпатски 44 грн (оооочень вкусно!). Отличное обслуживание и очень вкусная еда! На первом этаже располагается кондитерская-кафе, на втором этаже - ресторан.
Выехали на Ужгород. Ехали в раздолбанном спритере и всю дорогу боролись с люком "кто кого". Но спасибо водителю, за всю дорогу он не взял ни одного стоячего пассажира, аргументируя всем, что мест нет.
В Ужгороде начали искать жилье. Все занято. Во Львове с этим полегче, хоть дорого, но в пределах разумного, все равно можно найти. В Ужгороде на праздники - нереально. Шли с вокзала в центр пешком. Очень интересно украшают спиленные деревья разным декором:

Снова встретились с Виталиком, наш маршрут почти совпадал все эти дни, только Виталик ехал на велосипеде) через своего родственника, нашли нам место в отеле в комнате для персонала.
Можно было и в палатке встать, но хотелось наконец-то принять нормальный душ, а не в речке купаться.

День пятый.
Ужгород - замечательный небольшой город. Очень уютный, но город. Центр города небольшой, через город течет речка Уж, просто наичистейшая вода. Никакого мусора, много рыбы. Палатку можно поставить хоть в центре города на реке. Много рыбаков ловит рыбу, прямо в центре) Через реку - два моста, один из них пешеходный. Между мостами - пешеходные аллеи. Там же и находится длиннейшая в Европе липовая аллея, 2,2 км. Мосты - отдельный разговор. Перила мостов украшены всякими фигурками, а пешеходный мост увешан замочками влюбленных. При чем это не просто замочки, как на мосту в Одессе, это целые талисманы, если можно так сказать. Очень много кованных сердечек и просто авторских.
В Ужгороде нет такого огромного центра, как во Львове, и нет такого обилия архитекторы в духе старой Европы. Тем не менее город красивый, много памятников, предметов искусства, украшений. Побывать тут стоит :)
Хотели посмотреть на замок, но мы зажмотили по 15 грн с носа) Зато в туристическом магазине купили много топографических карт Карпат.
Вкусно покушать можно на площади Корятовича в центре Плаза, там кафе - Чили Пицца. Приятная пиццерия с хорошим меню и хорошими ценами - итальянская кухня, мексиканская, большой выбор суши и прохладительных напитков.
В обед встретились с Виталиком и его друзьями и поехали в карьер. Карьер это местный пляж. Раньше там добывали гранит, а потом карьер затопило. Теперь там много рыбы, теплая и чистая вода и отличное место для купания. Добраться туда на такси из центра Ужгорода нам стоило 15 грн, обратно - 12 грн. Место красивейшее, и уже в начали мае вода теплая, я плавала :) остальные завидовали))

Вечером выпили пива в местном ресторанчике, а ночью нас ждал поезд на Львов.
День шестой.
Прибыли во Львов к 7 утра. Пока покушали в сквере, уже было 8. Начала обзванивать на счет квартир. Все занято. По старой традиции, упали в Макдональдс, там есть розетки. Начали обзванивать кучу номеров. Все от 350 грн, либо занято. В хостел по 100 грн с носа и 10 кроватей в комнате мы не хотели. Нашли комнату за 200 грн, прямо в 1 мин от оперного театра. Вариантов не было, решили согласиться. Зато очень удобное расположение.
Описывать Львов не буду, я уже не о нем писала. Этот город я очень нежно и глубоко люблю. А попали мы как раз в период празднования дня города. Весь город гулял ну как минимум 3 дня) весь проспект свободы гуляет, площадь Рынок - тоже. На каждом шагу продают сладкую вату, мороженное в рожках, шарики, везде музыка и веселье.
Вечером на закате решили забраться на башню, оттуда виден весь город и можно сделать отличные панорамные снимки.

Кушать в Пузатой Хате надоело, хотелось чего-то получше и зашли в уже известную нам, пиццерию Да Винчи, прямо у оперы. Пусть и не дешево, но вкусная пицца и отличное итальянское вино.
День седьмой.
Долго думали как ехать домой, но за 2+ недели так и не появилось билетов на поезд Львов - Одесса (мама все время мониторила, за что ей спасибо), решили ехать на прямом автобусе Львов-Кишинев. Дорого, неудобно, но самый адекватный вариант из всего что было.
Отправление в 16,30. Ехали не без приключений. Половине пассажиров места в билетах не обозначили, на станции Стрый продали билеты, которых не было, люди ехали стоя, с других станций водила тоже набрал кучу стоячих. Половина автобуса были в Кишинев, контингент нормальный, ехали с шутками, мол едем как в троллейбусе)) После Черновцов, наконец-то, большинство вышло и стало нормально. Но ехать до Кишинева 15,5 часов это конечно жестко. при том что "туда", ехали тоже на львовском, но только до Франковска. Экипаж был украинский и по дороге никого не подбирали.
Бюджет на поездку - 2500 лей с человека. На дорогу из этих денег ушло около 900 лей.
Строим уже планы на летом, кто желает присоединиться - пишите :) мы не кусаемся :)
Повторяю ссылку на фотоальбом с остальными фотографиями >> тут